Сайт психолога Владимира Пýгача
Наша миссия — одарённые и особо одарённые дети.
Наша специализация — коррекция нарушений внимания, чтения и письма.
Почему кричать на некоторых детей бесполезно (они словно "не слышат"!), физически наказывать - бесполезно (они только смеются!)? В чём дело? Как определить, кому из детей с СДВГ поможет классическая европейская медицина, а у кого будет обратный эффект (успкаивающее возбуждает и наоборот)?
Предлагается простой и безопасный "тест на валериану" для определения возможного наличия парадоксальной (полярной, противоположной) реакции на лекарства, оказывающие влияние на центральную нервную систему вашего ребёнка.
Это открытие сделал ещё Нобелевский лауреат, академик Иван Петрович Павлов. Мы часто видим такую парадоксальную реакцию у гиперактивных детей с СДВГ.
Врачи-неврологи, работающие с детьми с синдромом дефицита внимания — СДВГ, отлично знают одну неприятную особенность их нервной системы: «извращённую», «полярную», парадоксальную реакцию ребёнка на назначаемое врачом лекарство. То есть, «результат наоборот».
Автор - Владимир Пýгач (Vladimir Pugach), MD, Associate Professor of Social Psychology
Успокаивающие препараты таких детей часто возбуждают, активизирующие — тормозят, оказывают седативный эффект.
Допустим, препараты производные аминотриптилина (например, экстази) у взрослых повышают настроение, а у многих детей с СДВГ уменьшают гиперактивность (например, из этой же группы знаменитые риталин, страттера, концерта /ritalin, strattera, concerta - производные метилфенидата). Или например, фенибут, ноотропил – ребёнок вместо седативного эффекта превращается в «бешеного кролика».
В чём дело?
Так уж случилось, что в последние годы наблюдается более медленное созревание головного мозга у детей. В свою очередь, незрелость головного мозга и информационные перегрузки в детском саду, школе, приводят к крайнему истощению нервной системы по типу «парабиоза Н.Е. Введенского» с его уравнительной и парадоксальной фазами.
Памятник И.П. Павлову г. С-Петербург. Фото автора
Наш соотечественник, Иван Павлов в 1904 году в своей нобелевской речи сказал, что: "всему, чего я достиг в науке, обязан тем, что стоял на плечах моего великого учителя Николая Введенского". Если коротко об их открытии, то при выраженном истощении нервной системы наблюдается необычная реакция. А именно - "уравнительная" и "парадоксальная" фазы.
Уравнительная фаза в деятельности мозга — это когда сильный и слабый сигнал воспринимаются одинаково как слабый.
Учителя говорят: кричать на него «бесполезно», «что в лоб, что по лбу», «как об стену горох». [см. точку "С" рисунка]
Парадоксальная фаза — сильный сигнал воспринимается как слабый, а слабый как сильный. Такая вот "перевёрнутая" реакция.
Родители знают, что кричать на ребёнка в таком состоянии — бесполезно. Он как бы «не слышит». Зато наоборот, спокойный, негромкий голос отлично воспринимается ребёнком. Правда, в этот момент на уроке малейший шум очень отвлекает ребёнка. [см. фрагмент "С-D" рисунка]
Кривая Селье
То же самое происходит и с действием некоторых лекарств. Подобную реакцию нервной системы подтвердил гениальный канадский физиолог Ганс Селье, автор теории стресса в книге "The Thrombohemorrhagic syndrome": - NY, Karger, 1966. Он описал характерную кривую, вошедшую в историю науки как «Кривая Селье».
В стадии истощения наблюдаются обратные, парадоксальные биохимические реакции организма.
То есть, это общебиологический феномен фундаментального характера.
Мы предлагаем вам время от времени определяться с особенностью реагирования нервной системы у вашего ребёнка с помощью безопасного «валерианового теста», которым мы пользуемся много-много лет.
Кстати, на фоне интеркуррентного заболевания (например, банального ОРЗ), организм ребёнка может неожиданно перевести его в другую фазу.
Этим обясняются смертельные передозировки наркотиков. Утром наркоман вводит привычную дозу, не подозревая о том, что за ночь он оказался в "парадоксальной фазе". В результате - смерть...
Методика: "Тест на валериану" по В.Н. Пугачу
Вечером прямо перед сном даёте ребёнку вдохнуть каждой ноздрёй 1-2 раза спиртовую настойку корня валерианы, нанесённую на ватный тампон. Процедура повторяется в течение 3-х вечеров. (Желательно сначала продемонстрировать глубокий вдох каждой ноздрёй). ВНИМАНИЕ! Настойку валерианы нужно именно вдыхать носом, нюхать.
Тонкости и особенности методики
Таким образом, мы предлагаем безопасный и чувствительный тест на часто встречающуюся реакцию центральной нервной системы у детей с СДВГ. Кстати, предварительно перед тем, как прийти к нам на консультацию, полезно сделать данный тест. Это будет важно и информативно в процессе нашей психофизиологической диагностики и коррекции, особенно с СДВГ. Посмотрите «Консультации детей со школьными проблемами».
Заполните заявку на консультацию на сайте. И мы обязательно свяжемся с Вами.
Автор методики: Владимир Пýгач (Москва)
Русский физиолог Николай Введенский, учитель Ивана Павлова, в 1901г. ввёл термин «парабиоз».