Владимир Пугач

Сайт психолога Владимира Пýгача

Наша миссия — одарённые и особо одарённые дети.

Наша специализация — коррекция нарушений внимания, чтения и письма.

Диагностическая шкала раннего детского аутизма

Оценочная шкала раннего детского аутизма - это основной тест, который проводят при диагностировании детей с подозрением на диагноз аутизм в Северной Америке

I. Взаимоотношения с людьми

1. Никаких очевидных трудностей или ненормальностей в общении с людьми. Поведение ребенка адекватно для его возраста. Может наблюдаться небольшая застенчивость, суетливость или беспокойство в тот момент, когда к ребенку обращаются, но это в пределах нормы.

1,5,(если посередине между соседними критериями)

2. Немного ненормальные взаимоотношения – ребёнок может избегать контакта глаз, избегать взрослых или становиться нервозным, если пытаются привлечь его внимание, быть очень стеснительным, не откликаться при обращении к нему, как это обычно делают дети, липнуть к родителям больше чем большинство детей этого возраста.

2,5.(если посередине между соседними критериями)

3. Умеренно ненормальные взаимоотношения - ребёнок порой равнодушен (создается ощущение, что он не замечает взрослых). Постоянные принудительные меры необходимы чтобы привлечь внимание ребёнка иной раз. Ребёнком инициируется минимальный контакт.

3,5 (если посередине между соседними критериями)

4. Значительно ненормальные взаимоотношения – ребёнок постоянно равнодушен и не замечает что делают взрослые. Ребёнок никогда не откликается и никогда не инициирует контакт со взрослыми. Только очень упорные попытки овладеть вниманием ребёнка могут дать эффект.

 

II. Имитация

1. Правильная имитация – ребёнок может имитировать звуки, слова, движения, которые доступны ребёнку его возраста..

1,5 (если посередине между соседними критериями)

2. Немного ненормальная имитация – ребёнок имитирует простейшее поведение, например, хлопанье в ладоши или одиночные звуки в большинстве случаев. Иногда имитирует после побуждения или с задержкой.

2,5 (если посередине между соседними критериями)

3. Умеренно ненормальная имитация – ребёнок имитирует только иногда и это требует большого упорства и помощи со стороны взрослого. Часто имитирует только с задержкой.

3,5 (если посередине между соседними критериями)

4. Значительно ненормальная имитация – ребёнок очень редко или никогда не имитирует звуки, слова, движения, даже при побуждении или с помощью взрослого.

 

III. Эмоциональная реакция

1. Эмоциональная реакция соответствует возрасту и ситуации – ребёнок демонстрирует адекватный тип и степень эмоциональной реакции, и это отражается на выражении лица, в позе и манере.

1,5 (если посередине между соседними критериями)

2. Немного ненормальная эмоциональная реакция – ребёнок иногда показывает в некоторой степени неподходящий тип и степень эмоциональной реакции. Реакции иногда не связаны с окружающими объектами и происходящими вокруг них событиями.

2,5 (если посередине между соседними критериями)

3. Умеренно ненормальная эмоциональна реакция – ребёнок показывает определенные признаки неподходящего типа и/или степени эмоциональной реакции. Реакции могут быть довольно заторможенные или чрезмерные и несвязанными с ситуацией; может гримасничать, смеяться или становиться суровым даже когда не происходит никаких очевидных событий или объектов которые могли это спровоцировать.

3,5 (если посередине между соседними критериями)

4. Значительно ненормальная эмоциональна реакция – реакция крайне редко соответствует ситуации; когда ребёнок находится в конкретном настроении, очень тяжело изменить это настроение. Напротив, ребёнок показывает очень разные эмоции когда ничего не менялось.

 

IV. Владение телом

1. Владение телом соответствует возрасту – ребёнок двигается легко, ловко, координация соответствует нормальному ребёнку этого возраста.

1,5 (если посередине между соседними критериями)

2. Немного ненормальное владение телом – присутствуют некоторые небольшие странности, такие как неповоротливость, повторяющиеся движения, плохая координация, или редкое проявление более необычных движений.

2,5 (если посередине между соседними критериями)

3. Умеренно ненормальное владение телом – поведение, которое определённо странное или необычное для ребёнка этого возраста, может включать странные движения пальцами, необычные позиции пальцев или тела, он может пялиться или теребить части тела, проявлять агрессию к самому себе, раскачиваться, крутиться, вертеть пальцами, или ходить на цыпочках.

3,5 (если посередине между соседними критериями)

4. Значительно ненормальное владение телом – интенсивные или частые движения, указанные выше, являются знаками серьёзно ненормального использования тела. Это поведение присутствует несмотря на попытки осудить, остановить или вовлечь ребенка в другие занятия.

 

V. Использование объектов

1. Нормальное использование и интерес к игрушкам и другим объектам – ребёнок демонстрирует нормальный интерес к игрушкам и другим объектам, соответствующий его уровню мастерства (skill level) и использует эти игрушки по назначению.

1,5 (если посередине между соседними критериями)

2. Немного ненормальное интерес или использование игрушек и других объектов – ребёнок может показывать нетипичный интерес к игрушке или играть неподходящим образом (например, стучать игрушкой или сосать ее).

2,5(если посередине между соседними критериями)

3. Умеренно ненормальный интерес или использование игрушек или других объектов – ребёнок может демонстрировать слабый интерес к игрушкам или другим объектам, или может быть озабочен использованием объекта или игрушки странным образом. Он или она может фокусироваться на незначительной части игрушки, быть зачарованным отражениями света от объекта, постоянно двигать определенную часть объекта или играть исключительно с одним объектом.

3,5 (если посередине между соседними критериями)

4. Значительно ненормальный интерес к игрушке или использования игрушки или других объектов – ребёнок может иметь то же поведение, как и в описано в предыдущих пунктах, но с большей частотой и интенсивностью. Ребёнка очень трудно отвлечь, когда он занимается этими неподходящими действиями.

 

VI. Адаптация к изменениям

1. Соответствующая возрасту реакция на изменения – несмотря на то, что ребенок замечает и комментирует изменения в повседневной жизни, он или она принимает эти изменения без чрезмерного потрясения.

1,5 (если посередине между соседними критериями)

2. Немного ненормальная адаптация к изменениям – когда взрослые пытаются изменить род занятий, то ребенок может продолжать делать то, что он делал раньше или использовать те же предметы.

2,5 (если посередине между соседними критериями)

3. Умеренно ненормальная адаптация к изменениям – ребёнок активно сопротивляется изменению в устоявшемся порядке, пытается продолжать старое занятие и его очень трудно от этого отвлечь. Он или она может начать сердиться и расстраиваться, когда устоявшийся порядок действий меняется.

3,5 (если посередине между соседними критериями)

4. Значительно ненормальная адаптация к изменениям – ребёнок демонстрирует резкую реакцию на изменения. Если изменения ему навязываются, он или она может стать чрезвычайно сердитым или не желающим сотрудничать и реагирует вспышкой раздражения.

 

VII. Визуальная реакция

1. Соответствующее возрасту визуальная реакция – визуальная реакция ребенка нормальна и соответствует его возрасту. Зрение используется совместно с другими чувствами как способ исследования новых объектов.

1,5 (если посередине между соседними критериями)

2. Немного ненормальная визуальная реакция – ребёнку приходится периодически напоминать, чтобы он посмотрел на объекты. Ребёнок может больше интересоваться своим изображением в зеркале или светом, чем сверстниками, может время от времени просто смотреть в пространство или избегать смотреть людям в глаза.

2,5 (если посередине между соседними критериями)

3. Умеренно ненормальная визуальная реакция – ребёнку часто нужно напоминать, что он должен смотреть на то, что он делает. Он или она может смотреть в пространство, избегать смотреть людям в глаза, смотреть на объекты под необычным углом зрения или держать объекты очень близко к глазам.

3,5 (если посередине между соседними критериями)

4. Значительно ненормальная визуальная реакция – ребёнок постоянно избегает смотреть на людей или на определенные объекты, и показывает и демонстрирует крайние формы визуальных странностей, которые были описаны выше.

 

VIII. Слуховая реакция

1. Соответствующее возрасту слуховая реакция – Слуховая реакция ребёнка нормальна и соответствует его возрасту. Слух используется совместно с другими чувствами.

1,5 (если посередине между соседними критериями)

2. Немного ненормальная слуховая реакция – может присутствовать недостаточная ответная реакция или небольшая повышенная чувствительность к конкретным звукам. Реакция на звук может быть с опозданием, звуки может быть необходимо повторить, чтобы завладеть вниманием ребёнка. Ребёнок может расстраиваться из-за поступающих извне звуков.

2,5 (если посередине между соседними критериями)

3. Умеренно ненормальная слуховая реакция – Реакция на звуки у ребёнка меняется; часто он игнорирует звуки, когда они произносятся первые несколько раз; может пугаться или закрывать уши когда слышит некоторые звуки из повседневной жизни.

3,5 (если посередине между соседними критериями)

4. Значительно ненормальная слуховая реакция – Ребёнок демонстрирует повышенную чувствительность и/или пониженную чувствительность к звукам в очень заметной степени, в зависимости от типа звука.

 

IX. Вкус, Запах и реакция на прикосновение и осязания, их использование

1. Нормальное использование и реакция на вкус, запах и прикосновения – Ребёнок изучает новые объекты соответственно его возрасту, главным образом через ощущение и зрение. Вкус и запах используются надлежащим образом. Когда ребёнок испытывает небольшую боль, он проявляет это в рамках нормальной реакции.

1,5 (если посередине между соседними критериями)

2. Немного ненормальное использование, реакция на вкусовые ощущения, запахи и прикосновения – Ребёнок постоянно суёт предметы в рот, может нюхать или пробовать на вкус несъедобные объекты; может не реагировать или слишком остро реагировать на небольшую боль, которую обычный ребенок воспринял бы как небольшой дискомфорт.

2,5 (если посередине между соседними критериями)

3. Умеренно ненормальное использование или реакция на вкус, запах и прикосновение – Ребёнок может быть умеренно озабоченным прикосновением, нюхать или пробовать на вкус объекты или людей. Ребёнок может также слишком сильно либо слишком слабо реагировать.

3,5 (если посередине между соседними критериями)

4. Значительно ненормальное использование или реакция на вкус, запах, прикосновение – Ребёнок озабочен запахами, вкусовыми ощущениями или прикосновениями к объектам больше для того, чтобы испытать ощущение, чем для нормального изучения или использования объектов. Ребёнок может полностью игнорировать боль, или реагировать очень сильно на небольшой дискомфорт.

 

X. Боязнь или нервозность

1. Нормальный уровень боязни или нервозности – Поведение ребёнка соответствует и ситуации и его возрасту.

1,5 (если посередине между соседними критериями)

2. Немного ненормальная боязнь или нервозность – ребёнок время от времени демонстрирует слишком сильную или слишком слабую боязнь или нервозность по сравнению с нормальными детьми того же возраста в аналогичной ситуации.

2,5 (если посередине между соседними критериями)

3. Умеренно ненормальные боязнь или нервозность – Ребёнок время от времени демонстрирует немного больше или немного меньше боязни, чем характерно даже для детей младше его в аналогичной ситуации.

3,5 (если посередине между соседними критериями)

4. Значительно ненормальные боязнь или нервозность – Боязнь присутствует даже после повторного опыта с безопасными событиями или объектами. Очень тяжело успокоить или утешить ребёнка. Ребёнок может, наоборот, не замечает опасность, которую другие дети такого же возраста избегают.

 

XI. Вербальная коммуникация

1. Нормальная вербальная коммуникация, подходящая для данного возраста и ситуации.

1,5 (если посередине между соседними критериями)

2. Немного ненормальная вербальная коммуникация – Речь в целом формируется с задержкой. Большая часть речи осмыслена, при этом присутствует некоторая эколалия или неправильное употребление местоимений может случаться. Некоторые странные слова или жаргон могут использоваться время от времени.

2,5 (если посередине между соседними критериями)

3. Умеренно ненормальная вербальная коммуникация – Речь может отсутствовать. Когда она есть, вербальная коммуникация может быть смесью осознанной речи и странной речи такой как жаргон, эколалия, неправильное употребление местоимений. Особенностью в осознанной речи включают излишние вопросы или увлеченность определенными темами.

3,5 (если посередине между соседними критериями)

4. Значительно ненормальная вербальная коммуникация – Осмысленная речь не используется. Ребёнок может издавать младенческий визг, причудливые или животные звуки, более сложный шум, приближающийся к речи или может показывать настойчивое, странное использование некоторых узнаваемых слов или фраз.

 

XII. Невербальная коммуникация

1. Нормальная невербальная коммуникация, подходящая для данного возраста и ситуации.

1,5 (если посередине между соседними критериями)

2. Немного ненормальное использование невербальной коммуникации – Незрелое использование невербальной коммуникации; может только показывать неопределенно или дотягиваться до того что он или она хочет, в ситуации где ребёнок такого же возраста может показать или объяснить жестами что конкретно он или она.

2,5 (если посередине между соседними критериями)

3. Умеренно ненормальное использование невербальной коммуникации – Ребёнок в общем и целом может выражать свои потребности или желания невербально и не может понимать невербальное общение других.

3,5 (если посередине между соседними критериями)

4. Значительно ненормальное использование невербальной коммуникации – Ребёнок только использует причудливые или странные жесты которые не имеют очевидного смысла и не понимают смысла жестов и выражения лица других.

 

XIII. Уровень активности

1. Нормальный уровень активности для возраста и окружающей обстановки – Ребёнок не более и не менее активен, чем нормальные дети этого же возраста в аналогичной ситуации.

1,5 (если посередине между соседними критериями)

2. Немного ненормальный уровень активности – Ребёнок либо немного неугомонный или в некотором роде “ленивый” и медлительный. Уровень активности ребенка влияет очень слабо на его или ее успехи.

2,5 (если посередине между соседними критериями)

3. Умеренно ненормальный уровень активности – Ребёнок может быть очень активным и его сложно держать в определенных границах. Он или она может иметь безграничную энергию и может не быть готовым ко сну вечером. Наоборот, ребёнок может быть довольно летаргичным и нуждаться в большом количестве побуждений для того чтобы его заставить двигаться.

3,5 (если посередине между соседними критериями)

4. Значительно ненормальный уровень активности – Ребёнок проявляет крайние состояния активности или неактивности и даже может изменяться от одного экстремального состояния к другому.

 

XIV. Уровень и степень интеллектуального отклика

1. Интеллект нормален и достаточно равномерно развит в различных областях – Ребёнок также умён, как и дети его возраста и не имеет каких-либо необычных интеллектуальных навыков или проблем.

1,5 (если посередине между соседними критериями)

2. Немного ненормальное проявление интеллекта – Ребёнок не так умён как типичные дети его возраста; навыки немного отстают в различных областях.

2,5 (если посередине между соседними критериями)

3. Умеренно ненормальное проявление интеллекта – В общем и целом ребёнок не так умён как типичные дети этого возраста; несмотря на это, ребенок функционирует довольно нормально в одной или нескольких интеллектуальных областях.

3,5 (если посередине между соседними критериями)

4. Значительно ненормальная проявление интеллекта – При том что ребёнок не так умен как типичные дети его возраста, он или она могут функционировать даже лучше чем нормальные дети этого же возраста в одной или нескольких областях.

 

XV. Общее впечатление

1. Это не аутизм – У ребёнка нет симптомов, характеризующих аутизм.

1,5 (если посередине между соседними критериями)

2. Мягкая форма аутизма – У ребёнка есть только некоторые симптомы или мягкая степень аутизма.

2,5 (если посередине между соседними критериями)

3. Умеренный аутизм – Ребёнок демонстрирует определённые симптомы или умеренную степень аутизма.

3,5 (если посередине между соседними критериями)

4. Тяжелый аутизм – Ребёнок демонстрирует многие симптомы или крайнюю степень аутизма.

 

Подсчитайте все баллы и посмотрите в какой из диапазонов вошел полученный вами результат:

15-30 – не аутичный ребенок
30-37 – Мягкая или умеренная степень аутизма
37-60 – Тяжелый аутизм

Перевод Elina & Uri