Владимир Пугач

Сайт психолога Владимира Пýгача

Наша миссия — одарённые и особо одарённые дети.

Наша специализация — коррекция нарушений внимания, чтения и письма.

Дети с СДВГ: работа нервной системы “наоборот” или парабиоз Введенского

Иногда родители вдруг понимают, что кричать на ребёнка, особенно если у него синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), - бесполезно. И наоборот, малейший фоновый шум его отвлекает.

Незрелость головного мозга и информационные перегрузки неизбежно приводят к крайнему истощению нервной системы новых детей.

Наш соотечественник, Иван Павлов в 1904 году в своей нобелевской речи сказал, что: "всему, чего я достиг в науке, обязан тем, что стоял на плечах моего великого учителя Николая Введенского".

Если коротко об их открытии, то при выраженном истощении нервной системы наблюдается необычная реакция ''наоборот''. А именно - "уравнительная" и "парадоксальная" фазы.

ПАРАБИОЗ Н.ВВЕДЕНСКОГО

Обычная реакция нервной системы ребёнка

Обычная реакция, это когда: чем сильнее стимул, тем сильнее реакция [фрагмент рисунка “А"-“В"]. Но, в какой-то момент, при дальнейшем усилении стимула нервная система перестаёт адекватно реагировать [на рисунке точка "В"].

А при дальнейшем  истощении нервной системы возникает обратный эффект.


Уравнительная фаза в деятельности мозга

Это когда как сильный, так и слабый сигналы воспринимаются одинаково как слабый.

Полное истощение. Всё, ’’батарейки сели''. Учителя говорят: «кричать на него бесполезно», «что в лоб, что по лбу», «как об стену горох». [см. точка "С" на рисунке]


Парадоксальная фаза – запредельное истощение

Идёт дальнейшее, уже запредельное истощение. Истощение нервной системы, которое внешне в поведении вашего ребёнка выглядит как возбуждение, истерика, гиперактивность.

Парадоксальная реакция. Сильный сигнал воспринимается как слабый, а слабый как сильный. Такая вот "перевёрнутая" реакция.

Родители знают, что кричать на ребёнка в таком состоянии — бесполезно. Он как бы «не слышит». Зато наоборот, спокойный, негромкий голос отлично воспринимается ребёнком. Правда, в этот момент на уроке малейший шум очень отвлекает ребёнка. [см. фрагмент рисунка "С-D"]

 

Парадоксальная реакция на действие некоторых лекарств.

Именно у таких детей родители и врачи отмечают противоположную, парадоксальную реакцию на лекарственные препараты. Это симптом крайнего истощения нервной системы. Валериана возбуждает, а ноотропил, наркотикоподобные стимуляторы типа риталин, страттера – успокаивают.

Кстати, подобную реакцию нервной системы впервые описал гениальный канадский физиолог Ганс Селье, автор теории стресса [в книге "The Trombohemorragic syndrom": - NY, Karger, 1966]. Описал характерную кривую, вошедшую в историю науки как «Кривая Селье». (Смотрите выше).

В стадии крайнего истощения наблюдаются обратные, парадоксальные биохимические реакции организма. То есть, это общебиологический феномен фундаментального характера.

(Кстати говоря, именно в этот период отлично действуют гомеопатические препараты).  [Проба на вдыхание валерианы является тестом для понимания эффективности гомеопатического лечения].

 

Кратковременные выключения внимания

Новые дети имеют регулярные кратковременные выключения сознания. Внешне ребёнок как бы застывает, взгляд устремлён «в никуда». Причём изнутри для них такие выключения незаметны. В метафоре «биокомпьютер» ситуация напоминает нажатие кнопки «reset», то есть быстрая перезагрузка. В этот момент мозг ребёнка отдыхает и восстанавливает силы.

Пара таких выключений на уроке во время прохождения нового материала и ребёнок, потеряв нить повествования, перестаёт понимать о чём речь.

Подробнее об этом в трёх коротких видеолекциях Владимира Пугача