Skip to Content

Открытое письмо родителей детей с СДВГ — Министру образования России



Уважаемые господа.

Мы, родители детей с синдромом дефицита внимания (и гиперактивности), объединенные интернет-сайтом и форумом «Наши невнимательные гиперактивные дети», обращаемся к вам в надежде, что Министерство образования и науки обратит внимание на типичные проблемы наших и других подобных им детей. Основная проблема — в том, что методики и подходы, принятые на вооружение в нашей школе, не учитывают индивидуальных особенностей детей и приводят к неуспеваемости, причем эффективных способов коррекции неуспеваемости в школе тоже нет.

Синдром дефицита внимания (и гиперактивности) — состояние, не являющееся в строгом смысле слова заболеванием. Оно характеризуется тем, что ребенок с нормальным (часто высоким) интеллектом быстро устает, легко отвлекается, чрезвычайно подвижен и импульсивен. Поэтому почти все дети с СДВГ имеют серьезные учебные трудности. Объективность существования этого феномена подтверждается и российскими, и зарубежными исследованиями. В России терминология еще не устоялась, медики пользуются терминами ММД (минимальные мозговые дисфункции), СДВГ, СНВГ (синдром нарушения внимания с гиперактивностью) и т. п. За рубежом он классифицируется как ADHD (Attention Deficit/Hyperactivity Disorder).

Единственное упоминание об СДВГ в нормативных документах, имеющих отношение к обычной школе, мы нашли в Приложениях 13-16 к Методическим рекомендациям «Оценка физического развития и состояния здоровья детей и подростков, изучение медико-социальных причин формирования отклонений в здоровье», утвержденным Госкомэпиднадзором в 1996 году. Рекомендации эти не вполне точны и полны, однако и они практически не учитываются в работе школ.

Синдром чрезвычайно широко распространен среди детей младшего и среднего школьного возраста. По разным оценкам, от 5 до 20% учеников в классе страдают синдромом дефицита внимания с гиперактивностью или без нее. Кроме того, в каждом классе есть дети, имеющие другие расстройства, требующие коррекции: прежде всего различные проблемы, вызванные затруднениями в обработке информации того или иного вида (в том числе дислексия и дисграфия), психоневрологические заболевания и так далее.

Школа сейчас распознаванием и коррекцией проблем не занимается — отчасти из-за некомпетентности, отчасти принципиально, считая, что это — дело родителей. Но родители тем более не обладают специальными познаниями в области психологии и коррекционной педагогики и не могут квалифицированно помочь своему ребенку. Чаще всего они не понимают причин затруднений и не знают, куда обратиться за помощью.

В результате игнорирование проблемы приводит к формированию у «проблемных» учеников стойкой школьной дезадаптации: они не хотят учиться, попадают в неуспевающие, избегают всего, что связано со школой и т.п. Согласно опубликованному в Неврологическом журнале (№6, 1998) исследованию Заваденко, Петрухина, Манелис и др., разными формами школьной дезадаптации страдает треть учащихся начальной школы. У 7,6% обследованных 537 детей в московских школах эта группа ученых выявила СДВГ, который является одним из основных факторов развития дезадаптации.

В существовании СДВГ уже не сомневается ни медицина, ни педагогика. У специалистов пока нет единого мнения относительно причин и способов лечения (корректировки) этого состояния. Однако своевременная диагностика, педагогическая и психологическая помощь способны своевременно скорректировать ряд проблем.

Для детей с СДВГ насущными потребностями является частый отдых, чередование разнообразных видов деятельности, использование интерактивных методик, опытов, экспериментов, творческих заданий и т. п. Как правило, они не справляются с заданиями, где жестко ограничено время, не выносят длинных однообразных уроков (им следует позволить отвлечься ненадолго), не могут длительное время концентрировать внимание на многочисленных мелких подробностях. Часто они имеют трудности с математикой и изучением иностранного языка, кроме того, нередко СДВГ у них сопровождается дисграфией, дислексией и т.п. Для того, чтобы справиться с каждой из этих проблем, разработаны способы и методики, которые в нашей школе практически не применяются. Дети вполне могут справиться с учебной программой в обычном классе, нет даже острой необходимости собирать их в отдельный коррекционный класс — чтобы они были успешны, зачастую достаточно учительского понимания и желания помочь.

Но школа не только не помогает детям — она не признает самого факта наличия особых учебных потребностей. Сейчас наши дети классифицируются учителями как ленивые, невоспитанные, разболтанные, разгильдяи, дураки, идиоты и т.п. Почти каждая мать в нашем сообществе может поделиться историей о том, как ее ребенка выгоняли из класса, или приклеивали скотчем к стулу, или заклеивали рот, или предлагали «перевести в школу для дураков», и т.д., и т.п.

Даже когда родители информируют учителей о проблеме в надежде на помощь, педагоги отказываются от сотрудничества: «Вы все придумали, просто он у вас ленивый, а вы с ним не занимаетесь», «Начитались всякого Интернета», «Не могу я с вашим ребенком нянчиться, у меня их 25 человек, и всех надо научить».

Таким образом, наши дети очень быстро попадают в отстающие и проблемные. А от таких детей школа хочет избавиться любым возможным способом: отсеять, потребовать перевода в другую школу, не брать в 5(10) класс и т.п. Известны нам и вопиющие случаи, когда диагноз СДВГ рассматривали как наличие психической болезни, инвалидности, умственной отсталости, отказывали в приеме в первый класс или требовали перевести ребенка в коррекционную школу, на домашнее обучение и т.п.

Мы реалистично оцениваем действительность и понимаем, что российская школа находится в крайне тяжелом положении. Однако мы видим и то, в каком положении в ней находятся наши дети. Помощь им не требует больших капиталовложений. Уже само по себе признание феномена дефицита внимания учителями будет большим сдвигом.

Поэтому мы обращаемся в Министерство образования и науки с просьбой:

  1. Официально признать наличие особых образовательных потребностей у школьников и закрепить за такими школьниками право на соответствующую помощь. Даже если пока нет возможности немедленно обеспечить повсеместное соблюдение этих прав, необходимость особого внимания следует зафиксировать в нормативных документах.
  2. Признать СДВГ особой образовательной потребностью, как это сделано в большинстве развитых стран мира.
  3. Подготовить для учителей хотя бы краткий курс ликвидации безграмотности в вопросах о природе особых образовательных потребностей и способах их коррекции — в частности, коррекции СДВГ. Научить учителей (особенно учителей начальных классов) распознавать проблему и предложить им указывать родителям на источники возможной помощи (необходимость медицинского обследования, помощь психолога и т.п.). Мы рады поделиться для этого всем материалом, накопленным на нашем сайте. У нас собрана большая коллекция ссылок на научные исследования и популярные статьи на русском языке, а также содержится большое количество переводных статей из английской, американской и израильской печати. В их числе есть рекомендации, специально подготовленные для учителей. Для того, чтобы им следовать, не нужно тратить деньги, переоборудовать классы и т.п. В качестве возможного варианта предлагаем распространить по школам уже готовые и переведенные на русский язык памятки для учителей, посвященные работе СДВГ-детьми (они есть в библиотеке материалов на нашем сайте, при необходимости мы можем предоставить их на экспертизу российским медикам, педагогам и т.п).
  4. Включить курс, посвященный особым образовательным проблемам, в программы подготовки учителей и повышения их квалификации.
  5. Следующим шагом могло бы стать официальное закрепление за нашими детьми ряда прав, которые могли бы им предоставляться по решению медико-психолого-педагогической комиссии. Таких прав немного, но даже они могут существенно облегчить школьную жизнь СДВГ-детей. Более всего необходимо:
    • не требовать от них каллиграфического почерка и идеальной чистоты в тетрадях, оценивать их письменные работы не по качеству оформления, а по содержанию;
    • предоставлять им дополнительное время для выполнения задания, в том числе на экзамене;
    • проверять усвоение материала в формах, не предусматривающих жесткого временного ограничения;
    • при необходимости — облегчить для них программные требования по математике и иностранному языку, как это сделано, например, в Израиле;
    • разрешить им при необходимости выходить из класса во время урока или предусмотреть для них возможность короткого отдыха в ходе урока, не подвергаясь нареканиям педагогов (в США для СДВГ-детей предусмотрены сокращенные уроки и помощь персональных ассистентов);
    • разрешить им работать по индивидуальному учебному плану.

Мы понимаем, что для того, чтобы наши дети стали получать в полном объеме именно ту помощь, которая им нужна, в рамках государственной системы образования, должно пройти немало времени.

Однако уже сейчас вполне возможно облегчить их существование в школе и предотвратить развитие школьной дезадаптации, благодаря которой все больше детей становятся незаинтересованными в учебе, немотивированными, не умеющими и не желающими учиться.

Более того, следование рекомендациям, подготовленным для работы с СДВГ-детьми, ни в коей мере не повредит другим ученикам, напротив, поможет сделать уроки динамичнее, интереснее, разнообразнее.

Мы надеемся на понимание Министерства и содействие. Мы, в свою очередь, готовы помогать всем, чем можем, и с радостью будем сотрудничать со всеми, кто возьмется реально помочь нашим и подобным им детям в российских школах.

ВНИМАНИЕ! Российским родителям — письмо в Минобразования.

Вот форум родителей детей с СДВГ
авторы которого планируют обратиться в Министерство образования России с этим письмом.

Ещё на эту тему: