Skip to Content

Латентный период - маркер глубины нарушений при аутизме



Аутичные дети значительно различаются по глубине дезадаптации, тяжести проблем, прогнозу возможного развития. По нашим многолетним наблюдениям именно латентный период между стимулом и реакцией является важнейшим маркером глубины нарушений при аутизме.

При попытке оценить глубину нарушений у детей с аутизмом по коэффициенту интеллекта, оказалось, что IQ аутичных детей не является показателем тяжести аутизма (F. Happe, 2013, p.129 [1]). Что же в таком случае является таким критерием?

Как известно, нарушения вербальной и невербальной коммуникации – типичный феномен у детей с аутизмом. Кроме того, у аутистов отмечаются трудности с подражанием. Возможно, это связано с нарушением пространственно-временного континуума. Иначе говоря, это отставание работы мозга во времени при переработке информации.

Следует отметить, что на каком-то этапе развития ребёнка это может быть нормой.

 

Наблюдения из практики

Нами было подмечено, что здоровые новорожденные способны подражать взрослым с латентным периодом в 42-43 секунды. Так, мы укладывали ребёнка на пеленальный столик, рядом ставили секундомер, затем показывали и говорили ребёнку: «А ну-ка, давай похлопаем в ладошки вот так!». Засекали время и продолжали разговор с мамой ребёнка. На 42-43-й секунде повторяли фразу «А ну-ка, давай похлопаем в ладошки вот так!» и – к удивлению мамы, ребёнок с радостью хлопал в ладошки.

По-видимому, 42-43 секунды – это время латентного периода, а точнее - информационного метаболизма на уровне бессознательного у новорожденного - является нормой. Проверить это упражнение вы можете в любой момент (при наличии новорожденного, разумеется).

Примерно то же отмечают Meltzoff и Moore, 1977 [2], когда взрослый показывает язык или открывает рот, новорожденный в норме делает то же самое, но не в тот же момент, а с отставанием.

У аутичных детей, по мнению Sigman, Ungerer 1984 [3]; Hertzig et al. 1989 [4] существуют затруднения в воспроизведении движений по образцу. Как вы думаете, можно предположить, что одной из причин является латентный период?

По нашим многолетним наблюдениям именно латентный период между стимулом и реакцией является важнейшим маркером глубины нарушений при аутизме.

 

Наблюдения из практики

"Заткнись, он отвечает на вопрос,

который ему задали полчаса назад!".

Цитата из фильма "Человек дождя", 1988

Например, под нашим наблюдением находился мальчик Гоша, 10 лет с аутизмом. Когда мы сказали маме, что её ребёнок реагирует на внешние стимулы через 18 минут, она купила большие настенные часы и повесила их во всех комнатах. Далее, она рассказывала: - Я говорила: «Гоша, пойдём кушать», засекала время и спокойно занималась своими делами. Через 18 минут я говорила «Гоша, пойдём кушать». Гоша вставал и шёл кушать. Поначалу это казалось мне каким-то волшебством».

Наличие латентного периода в определённой степени поясняет затруднения аутистов в опознавании эмоционального состояния окружающих партнёров по коммуникации. И становится понятным, почему при сравнении аутистов с контрольной группой испытуемых, сопоставимых по уровню развития речи, значимые различия не выявлены Ozonoff at al., 1990 [5].

Таким образом, нами предлагается понятие “латентный период“ как маркер глубины нарушений восприятия времени при аутизме. А в сочетении  восприятия времени с пространственной структурой среды – это мощнейшее средство выстраивания поведения. (Пространственный компонент нарушений нами обнаружен у аутистов в виде "феномена разбитого заркала". Взрослые аутисты описывают под гипнозов восприятие мира в виде кусков зеркала, расположенными чуть под разными углами).

Латентный период на наш взгляд, создаёт иллюзию прерывания коммуникации в виде отсутствия реакции на речь других людей, где ребёнок, например, не реагирует на собственное имя. С этой позиции, неспособность начать и поддержать диалог явно зависит от выраженности латентного периода.

И мы убеждены, что именно латентный период является маркером глубины нарушений, так как создаёт иллюзию прерывания коммуникации или отсутствие реакции на речь других людей и нарушения невербальной коммуникации.

Источники

  1. Happe F./ Аппе Франческа - Введение в психологическую теорию аутизма. /пер. с англ. - 3-е изд. – М.: Теревинф, 2013, с.129. ISBN 978-5-4212-0161-8
  2. Meltzoff A.N., Moore M.K. - Imitation of facial and manual gestures by human neonates. - Sciens, 1977, v.198, p. 75-78;
  3. Sigman M, Ungerer J.A. – Attachment behaviours in autistic children. – Journal of the American Academy of child Adolescet Psyhiatry, 1984, v.28, p.74-81.
  4. Hertzig et al. – Affect and cognition in autism. – Journal of the American Academy of Cild and Adolescent Psyhiatry, 1989, v.28, p. 195-199
  5. Ozonoff at al., - Are there emotion perception deficits in young autistic children? - Journal of Child Psychoogy and Psychiatry, -1990, v.51, p. 343-361.