Владимир Пугач

Сайт психолога Владимира Пýгача

Наша миссия — одарённые и особо одарённые дети.

Наша специализация — коррекция нарушений внимания, чтения и письма.

Дети с СДВГ - актуальная медико-психолого-педагогическая проблема

Цель данного сообщения состоит в привлечении внимания педагогической общественности к грозной проблеме системы образования, объективно надвигающейся на Россию. А также — наметить некоторые пути и варианты её решения. Как известно, чтение является фундаментом образования. Однако в последние 5-6 лет в начальных школах России 10-12 детей в каждом классе имеют серьёзные трудности в обучении чтению. По нашим наблюдениям, годовое увеличение числа таких детей составляет 3-6%. То есть, при сохраняющейся тенденции, через 10 лет их число может достичь уровня 30-40%. Это не только зреющая социальная, но и актуальная медико-психолого-педагогическая проблема.

Большинство детей, имеющих затруднения в обучении чтению, — это дети, у которых по ряду причин происходит неравномерное развитие различных отделов головного мозга. Данный феномен диагностируется как СДВ/СДВГ — синдром нарушения внимания с гиперактивностью или без таковой. (Проверьте свои знания об СДВГ).

Внешние признаки нарушений внимания

В своих ранних работах J. Perrin e. a., 1998 [1], пишут: «дети и подростки с дефицитом внимания» имеют значительные трудности в обучении вследствие различного сочетания, а также различной тяжести следующих расстройств:

  1. Нарушения в избирательном внимании, вплоть до лёгкого отключения внимания.
  2. Затруднение в контроле своих импульсов.
  3. Трудности в поддержании соответствующей заданию активности.
  4. Проблемы в планировании и организации познавательных заданий.
  5. Трудности в понимании и ответах на вопросы.
  6. Затруднения в выполнении указаний учителя.
  7. Неумение переносить неудачи.

Обычно эти проблемы сочетаются в различных комбинациях и ведут к ухудшению в учёбе, а также негативно влияют на память, последовательность в выполнении действий, двигательные навыки, речь, сон, настроение.

Такому ребёнку трудно согласовать свои действия с общественными требованиями. В том числе — соблюдению правил техники безопасности в процессе производственной практики, при переходе через улицу и т. д. Подобные расстройства могут сочетаться с расстройствами высшей корковой функции, включая нарушения двигательной активности, познавательных способностей, общения и социального статуса ребёнка.

При этом наблюдается два узнаваемых варианта нарушения чтения:

  1. Ребёнок читает очень медленно, речь при озвучивании текста скандированная (при чтении ребёнок как бы заикается). Не может пересказать прочитанное.
  2. Читаемый текст озвучивает с достаточной скоростью. Чтение монотонное, без выражения и эмоциональной окраски. Не может пересказать прочитанное.

Дополнительные признаки

Кроме того, у детей с СДВ имеют место кратковременные, 5-20 секунд, выключения внимания во время урока (с определённой осторожностью их можно охарактеризовать как трансы, по типу absans), нарушающие процесс восприятия. На последних уроках, как маркер усталости ребёнка, таких выключений сознания может быть 3-5. Отсюда — мозаичность восприятия информации. Поэтому при изложении учителем нового материала ребёнок после нескольких "выключений" полностью перестаёт понимать новую тему.

При изучении оптико-пространственного восприятия у учащихся нами [2,3,4], было обнаружено, что у детей и подростков, а также студентов-иностранцев — с затруднениями в обучении их чтению, наблюдаются стойкие и своеобразные нарушения пространственного восприятия в процессе слежения за горизонтальным движением светового зайчика. У большинства из них наблюдалось соскальзывание взгляда в начале или в конце световой строки. Тот же «феномен соскальзывания взгляда» зарегистрирован у обследуемых в процессе движение глаз по строке при чтении. Субъективно при чтении это воспринимается как «потеря строки», «непонимания слов, расположенных по правому или левому краю строки». Многие дети вынуждены для эффективного удержания взгляда на строке, сопровождать его движением пальца или пользоваться линейкой. Подробнее об этом здесь: "Этно-культуральные особенности дисграфии у еврейских детей" 

Совокупность феномена соскальзывания взгляда и кратковременных выключений внимания в результате более медленного созревания головного мозга всё большего числа детей дают понимание серьёзности и масштаба этой новой проблемы в образовании.

По нашим данным [4], число детей, имеющих затруднения в обучении чтению, составляет 15-21%. Причём, это дети из всех социальных слоёв населения.

Более медленное созревание нервной системы и мозга

Массовость лёгких церебральных нарушений в результате более медленного созревания мозга — новая реальность последнего десятилетия в России. Так, 32-60% современных детей, ежегодно поступающих в школу, имеют те или иные функциональные нарушения в деятельности мозга [5,6,7].

Обучение таких детей в рамках традиционной системы школьного образования, не учитывающей новые, изменившиеся психофизиологические особенности учащихся, порождает у них обвальное нарастание проблем и часто приводит к стойкой дезадаптации.

Иными словами, если объективно нарастающее число детей, имеющих затруднения в обучении их чтению, являются серьёзной социальной и медико-психолого-педагогической проблемой, то очевидно, что для её решения необходимы совместные, комплексные усилия систем здравоохранения, образования, а также создание специальных социальных программ.

Нами проводятся следующие мероприятия для выявления детей с нарушениями внимания и гиперактивностью, а также меры по их психолого-педагогической коррекции.

Данный проект (2000-2006 годах) проводился в городах: Казань, Киров, Ижевск, Серпухов, Центральный Административный Округ Москвы. В этих городах одновременно проводилась разработка и внедрение различных форм и технологий психолого-педагогической работы. Кроме того, отрабатывалось несколько организационных вариантов для выявления и оказания помощи детям с дефицитом внимания. И всё это применительно к местным административным и социальным условиям.

  1. Раннее выявление детей с нарушениями внимания в дошкольный период и в 1-м классе с помощью теста Тулуз-Пьерона, используемого нами в качестве скрининг-теста.
  2. Повышение квалификации учителей и обучение их технологиям педагогической коррекции в процессе преподавания детям с нарушениями внимания (СДВГ). (Критерий эффективности: повышение успеваемости и уменьшение общей заболеваемости детей).
  3. Повышение квалификации школьных психологов и обучение их методам диагностики и особенностям психологической коррекции нарушений внимания у детей с СДВГ. (Критерий эффективности: повышение успеваемости и уменьшение общей заболеваемости детей).
  4. Обучение учителей особенностям психологии индивидуальной работы с ребёнком с учётом наличия в классе детей с СДВГ.
  5. Обучение родителей методам эффективного взаимодействия с детьми (критерий эффективности — количество обученных родителей).
  6. Обучение домашних репетиторов особенностям работы с детьми с СДВГ.

Наиболее перспективные направления решения проблемы выявления
и психолого-педагогической коррекции СДВГ у детей

Разумеется, для решения столь сложной проблемы одновременно требуются усилия самых разных специалистов.

Во-первых, это раннее выявление таких детей на этапах дошкольного обучения и в первом классе. Не секрет, что углублённое нейропсихологическое обследование одного учащегося на наличие СДВГ занимает у школьного психолога до 4-6 часов. В условиях современной школы одному психологу обследовать всех детей только в начальных классах — это нереально.

Выход из подобных ситуаций давно найден в медицине. Это скрининг-тесты (от английского screening — просеивание).

Например, типичным скрининг-тестом, отсеивающим тестом, является реакция Манту (Mantoux). Этот скрининг-тест предназначен для недорогих массовых обследований с целью отбора детей, подозрительных на туберкулёз. И только среди отобранных на втором этапе проводится тщательное обследование, в результате которого отделяют детей с туберкулёзной инфекцией от детей с аллергией или глистной инвазией.

В качестве подобного скрининг-теста нами был использован один из вариантов корректурной пробы — тест Тулуз-Пьерона по Л.А. Ясюковой [8]. Тест в своё время был сертифицирован государственным предприятием «ИМАТОН», г.Санкт-Петербург, и утверждён Госстандартом РФ. На обследование класса со всеми организационными моментами бывает достаточно 20-25 минут. Исследовательская бригада состоит из специально подготовленного психолога и 3-4 помощников (обычно студенты-практиканты или добровольцы - учителя других начальных классов).

У детей, отсеянных с помощью скрининг-теста Тулуз-Пьерона, и имеющих нарушения внимания различного генеза, на втором этапе обследования проводится более углублённая диагностика нарушений [4].

Необходимо особо подчеркнуть то, что дети, выявленные с помощью скрининг-теста, на втором этапе должны пройти дальнейшее углублённое нейропсихологическое обследование по любым широко известным методикам, например А.В.Семенович, Л.С.Цветковой, Е.Д.Хомской и др. [9,10,11].

Как мы видим, существует реальная технология массового выявления детей, не готовых к обучению (или требующих психолого-педагогической коррекции), специально обученными специалистами.

Во-вторых, для детей с СДВГ существуют разработанные и апробированные методы педагогической коррекции нарушений внимания в процессе ведения урока специально обученным учителем. Наша задача — обучить новым методикам как можно больший круг педагогов.

Есть и методы эффективного индивидуального обучения ребёнка (специально подготовленные репетиторы и проинструктированные родители).

В-третьих. Выяснилось, что для таких детей с нарушениями внимания необходимо создание нового поколения адаптированных школьных учебников, которые легко воспринимаемы как детьми с СДВГ, так и (тем более) обычными детьми.

Нужны новые учебники

Вполне очевидно, что для детей с нарушениями внимания уже сегодня нужно приступить к созданию учебников, учитывающих изменившиеся психофизиологические особенности учащихся, и облегчающих восприятие учебного материала.

  • Это специальный шрифт и размер букв (ariel, 14).
  • Это особое расположение текста и картинок на странице учебника (в две колонки).
  • Для этих детей нужно выработать специальный тезаурус, содержащий слова, понятные ребёнку 6-7 лет, проживающему как в городе, так и на селе с постепенным введением новых слов. Особенно это важно для понимания ребёнком текстов задач. Например, сегодня дети не понимают полностью смысл песенки "В лесу родилась ёлочка": под полозом скрипит (это не змея), лошадка мохноногая (особая порода лошадей), дровенки (грузовые сани), мужичок (крестьянин, как социальная группа) и т.д.
  • Иллюстрации также должны быть достоверны и понятны ребёнку.

Медико-психологическая поддержка

В-четвёртых. Часть детей с нарушениями внимания нуждается в дальнейшей диагностике и психологической коррекции эмоционально-волевой сферы в специализированных центрах психотерапевтом, логопедом, дефектологом и др.

В-пятых. Примерно такой же части детей необходимо оказание специализированной медицинской помощи (педиатр, невропатолог, психоневролог, вертеброневролог, остеопат).

В-шестых, социальные аспекты данной проблемы в образовании ещё ждут своего решения. Преподаватели высшей школы констатируют обвальное падение грамотности у студентов высшей школы и особенно у абитуриентов. С нашей точки зрения — это предвестники постепенно нарастающих проблем в системе образования, так как нами у части студентов обнаруживались описанные выше особенности нарушений внимания [2]. Сегодня в системе среднего специального образования в каждом классе есть 3-4 студента, читающих с трудом.

Общая картина

Таким образом, всё большее число детей испытывают затруднения в обучении их чтению, а с каждым новым поколением детей их число нарастает. А грамотность — не только фундамент образования, но и фундамент общей культуры нашего общества. Данная проблема в образовании более серьёзна и актуальна, чем это кажется нам сегодня.

Поэтому для решения проблемы впервые в психологической практике предлагается комплексный подход, в котором одной из ключевых позиций является массовое обследование учащихся с использованием скрининг-теста Тулуз-Пьерона.

Список литературы:

  1. Perrin J. е. а. Медикаментозное лечение детей с расстройством внимания // Pediatrics, 1998, v.1, N 1, p.52-55.
  2. Пугач В. Н., Левчук Л.А., Ковалёв Ю.В., Старикова Л.В., Авдеев И.В., Баранов М.А. Изучение этно-культуральных особенностей и степени психологической адаптированности иностранных и российских студентов. // Новые информационные технологии в образовательном процессе: Тез. докл. Всеросс. научно-методич. конфер. ИжГТУ /Под ред. Родионова Б.А., Черепанова В.С., Якимовича Б.А. — Ижевск, 1997. — С.7-8.
  3. Пугач В.Н. Особенности восприятия у детей с расстройствами внимания. // Психолого-педагогические проблемы системы образования: Тезисы докл. международн. научно-методич. конфер. /Под ред. Пугача В.Н. — Ижевск, 1998.- С.58-59.
  4. Петрова Н.М., Волкова И.В., Пугач В.Н. Диагностика особенностей нарушений поведения у детей младшего школьного возраста. // Конфликт и личность в изменяющемся мире. Матер. международн. научн.-практич. конфер. 2-5 октября 2000г. /Отв. ред. Н.И. Леонов, С.Ф. Сироткин. — Ижевск, 2000. — С.138-139.
  5. Заваденко Н.Н. Как понять ребёнка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. — М.: Школа-Пресс, 2000. — 112 с.
  6. Яременко Б. Р., Яременко А.Б., Горяинова Т.Б. Минимальные дисфункции головного мозга у детей. — СПб.: Деан, 1999. — 128 с.
  7. Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций. Методическое руководство. — СПб, ГП «ИМАТОН», 2000. — 100 с.
  8. Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. — СПб.: Речь, 2003. — 384 с.
  9. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 232 с.
  10. Актуальные проблемы нейропсихолгии детского возраста: Учебное пособие/Л. С. Цветкова с соавт. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2001. — 272 с.
  11. Хомская Е.Д. Нейропсихология. — М.: Изд. МГУ, 1987. — 232 с.

Автор В.Н. Пугач