Владимир Пугач

Сайт психолога Владимира Пýгача

Наша миссия — одарённые и особо одарённые дети.

Наша специализация — коррекция нарушений внимания, чтения и письма.

Дети с СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) – глазами психиатров

Комментарий медицинского психолога Владимира Пугача
Врачи, в том числе и психиатры, в причинах гиперактивности прежде всего видят патологические нарушения работы мозга ребёнка и именуют это термином «минимальные мозговые дисфункции» (ММД). И не надо их за это осуждать. Такова концепция. Их глазами ММД/СДВГ - это болезнь и её надо лечить. Подробнее о терапии СДВГ здесь 

В России психологи в причинах гиперактивности прежде всего видят незрелость в работе мозга ребёнка. Их глазами СДВГ это не-болезнь и её надо решать развивающими и тренирующими упражнениями. Пример такой деятельности — работа логопеда, дефектолога. Любой родитель убеждается в эффективности такого подхода (даже если этот родитель медицинский работник, психиатр). Речь может идти только о большей или меньшей эффективности.

Учитывая то, что врачи имеют дело, как правило, с наиболее тяжёлыми нарушениями поведения у детей различной природы, внешне похожими на СДВГ, то они вполне искренне считают, что гиперактивность можно и нужно лечить лекарствами. Что и делают с той или иной степенью эффективности. Всё по-другому в случае с СДВГ. Лечение нарушений с помощью корректоров поведения при незрелом мозге решает проблемы родителей, но не ребёнка. Происходит внешняя модификация поведения.

Итак, кто же прав? Психологи? Врачи? А быть может, пусть каждый занимается своей сферой деятельности? Посмотрите в таблице ниже зону компетентности психиатров в диагностике и лечении детей с гиперактивностью. Их 3-5% от популяции. И на самом деле, есть гиперактивные дети, которых можно успокоить только «фармацевтической смирительной рубашкой». Остальное — зона компетентности психолога, логопеда, дефектолога, психофизиолога. Эти специалисты решают проблемы ребёнка.

Источник: Образовательный портал Нерюнгринского района Республики Саха

 

Дифференциальный диагноз СДВГ

Состояние заболевания

 Дифференциально-диагностические признаки

Дополнительные консультации и исследования

 Индивидуальные особенности темперамента

Развитие внимания и других когнитивных функций соответствует возрастной норме.

Анализ анамнестических сведений, психологическое обследование

Неврозы и невротические реакции

Особенности поведения ребенка связаны с действием психотравмирующих факторов

Анализ анамнестических сведений, психологическое обследование

Церебрастенический синдром при соматических заболеваниях

Высокая психическая и физическая истощаемость, частые головные боли, симптомы вегетативной лабильности

Обследование педиатром, лабораторные и инструментальные исследования по показаниям [частичная зона компетентности психолога]

Побочные эффекты лечения некоторыми препаратами (антигистаминными средствами, теофиллином)

Основными являются болезни органов дыхания, аллергии (например, бронхиальная астма)

Обследование педиатром, лабораторные и инструментальные исследования по показаниям

Резидуальные (остаточные) явления перенесенной черепно-мозговой травмы, нейроинфекции, интоксикации (отравления)

Когнитивные и поведенческие нарушения имеют четкую связь с черепно-мозговой травмой, нейроинфекцией или интоксикацией, отличаются по своим проявлениям и возрастной динамике от СДВГ. Обычно более выражены очаговые неврологические симптомы.

Неврологическое обследование, лабораторные инструментальные исследования по показаниям [частичная зона компетентности психолога]

Другие формы ММД: дислексия, дисграфия, дискалькулия

Нарушения внимания и гиперактивность являются вторичными симптомами

Неврологическое и психологическое обследование [зона компетентности психолога]

Заболевания щитовидной железы

Наряду с нарушениями внимания и гиперактивностью наблюдаются симптомы дисфункции щитовидной железы. Заболевания щитовидной железы могут иметь место у ближайших родственников

Обследование эндокринологом, анализ гормонального профиля

Значительное снижение остроты слуха

Особенности развития и поведения отчетливо связаны с дефицитом слуха

Анализ анамнестических сведений, отоневрологическое обследование

Эпилепсия

Гиперактивность и дефицит внимания чаще встречаются при локализационно обусловленных симптоматических формах эпилепсии. Они могут быть связаны с длительным приемом барбитуратов.

Анализ анамнестических сведений, неврологическое и нейрофизиологическое обследование

Психические расстройства: патохарактерологическое развитие, олигофрения, аутизм, шизофрения, маниакально-депрессивный синдром

При дифференциальной диагностике учитываются основные признаки психических расстройств и особенности развития детей с этими нарушениями.

Анализ анамнестических сведений, обследование психиатром

Синдром Туретта

Основным признаком заболевания являются множественные тики, включая вокальные.

Анализ анамнестических сведений и родословной, неврологическое обследование

Наследственные синдромы: Вильямса, Смита-Мажениса, Беквита-Видеманна, фрагильной Х-хромосомы и другие

Характерно наличие умственной отсталости и типичных фенотипических признаков.

Анализ анамнестических сведений, генетическое обследование, психоневрологическое обследование