Skip to Content

Как справляться в классе с детьми, страдающими СДВГ



Рекомендации учителям и родителям

Одна из основных проблем, с которой сталкиваются учителя, в классах которых есть дети, страдающие СДВГ и трудностями обучения, — в том, что такие ученики обычно создают центр помех. Они бывают невнимательны, отвлекаются и отвлекают других учеников.

Комментарий Владимира Пугача: "В классе учителю досаждают, как правило, гиперактивные дети. Однако следует помнить, что в классе присутствует вторая половина детей с нарушением внимания. Просто у них преобладают процессы торможения в работе мозга. Если первые (СДВГ) - это чаще мальчишки, то вторые (СДВ) — чаще девочки".

В этом списке вы найдете несколько рекомендаций учителям, как справляться с детьми, страдающими СДВГ и трудностями обучения, чтобы создать более приятную атмосферу в классе.

Посадите ребенка впереди в центре класса. Так внимание ученика будет больше направлено на учителя, и ребенок сможет лучше видеть и слышать его.

Комментарий Владимира Пугача по результатам наших исследований:

  • если у ребёнка имеется «феномен разбитого зеркала» на экране восприятия справа — то его нужно посадить на дальний от окна ряд.
  • если у ребёнка имеется «феномен разбитого зеркала» на экране восприятия слева — то его нужно посадить на первый от окна ряд.
  • если гиперактивный ребёнок сидит на первой парте, то он автоматически становится предметом развлечения для всего класса. Такой ребёнок быстро понимает, что его диалоги с учителем становятся развлечением для всего класса и превращается в "клоуна". Таким образом ребёнок с СДВГ не только сам выключен из учебного процесса. но и мешает всему классу.
  • Идеальное место ребёнка с СДВГ - последние парты. Там он по крайней мере не мешает классу. Этот метод практиковали ещё гимназические учителя и место это называлось "галёрка". 
  • А словасно дисциплинировать ребёнка с СДВГ - бесполезно. Он просто "не слышит".


Используйте как можно больше наглядных средств обучения. Визуальный метод полезен для всех учеников, он позволяет лучше сконцентрировать внимание всех детей: и с трудностями, и без них. Наглядные средства интереснее лекции, и учителю тоже будет легче преподать материал сосредоточенным ученикам.


Комментарий Владимира Пугача по результатам наших исследований:

  • За 18 лет исследований мы убедились, что у 100% детей с СДВ/СДВГ имеется быстрое истощение аудиального канала восприятия. При малейшем переутомлении ребёнок перестаёт слышать. А учитель во время урока не может повторять ученику 20 раз одно и то же.
  • При дальнейшем истощении высшей нервной деятельности у ребёнка с СДВГ происходит отключение внимания. Внешне ребёгок замирает, взгляд останавливается, направлен "в никуда".

Всегда закрывайте классную дверь. Чем меньше постороннего шума слышат дети с СДВГ, тем легче им сосредоточить свое внимание на учителе.


Родители, предложите учителю письменную информацию о СДВГ или о трудности обучения, которой страдает ваш ребенок. Попросите учителя внимательно ее прочитать, а не просмотреть. Объясните ему, что данная информация поможет ему лучше справиться с ребёнком, и тем самым предотвратить «пожары», которые ему ежедневно приходится тушить в классе.

Не относитесь к ребенку как к другому и необычному. Следует давать ему те же задания, что и остальным ученикам: учебные, практические и общественные. Создайте атмосферу «равного среди равных».Объясните родителям, что надо обратить особое внимание на выполнение домашних заданий.
Работа лицом к лицу с ребенком, насколько это возможно, разумеется, поможет обеим сторонам: учителю — понять проблемы ребенка, ученику — почувствовать, что учителю важно, чтобы он преуспел. Это будет нелегко для обеих сторон, но стоит попытаться.

Комментарий Владимира Пугача: Да, поэтому для детей с СДВГ гораздо более эффективны индивидуальные методы обучения.

Дети имеют право на уважительное и вежливое обращение. Они не сами захотели жить с СДВГ или трудностями обучения — так же, как и дети, носящие очки.

Комментарий Владимира Пугача: Повышать голос на ребёнка с СДВГ - бесполезно. И, наоборот, пониженный тембр и громкость голоса учителя заостряет внимание ребёнка (парадоксальная реакция ЦНС по Н. Введенскому).

Если ребенок теряет внимание и начинает мешать, самое время дать ему читать вслух часть учебного параграфа или задание.

Комментарий Владимира Пугача: Это упрощённый подход. Всё сложнее. Именно поэтому в июле 2004 года мы выходили с предложением на уровень Министерства Образования и Науки РФ о законодательной инициативе по введению в начальной школе второго учителя (педагога, воспитателя). Когда в классе более 5-8 гиперактивных детей, образовательный процесс полностью разрушается. И дело тут не только в детях.

Помогайте детям находить в учебном материале ключевые слова и выделять их яркими фломастерами.
Больше поощряйте ребенка. Негативные оценки создают атмосферу неудач и только усиливают проблемное поведение.
Создайте список правил, которые ученики должны выполнять. Сформулируйте список в позитивной форме: что надо делать, а не то, чего делать не следует. Удостоверьтесь, что дети знают, какого поведения от них ожидают.
Поощряйте работу в меняющихся группах и взаимодействие между учениками. Взаимопомощь и ощущение общности в классе создаст более спокойную и терпеливую атмосферу со стороны детей.
Всегда записывайте на доске указания по выполнению заданий. Оставляйте указания на доске до окончания заданий. Есть ученики, которые не могут самостоятельно записать или запомнить устные указания.

Комментарий Владимира Пугача: Наш опыт диктует. Если «феномен разбитого зеркала» на дальнем экране восприятия ребёнка попадает именно на доску, то переписать задание эти дети — не могут!

Повесьте в классе календарь и отмечайте в нем важные даты, сроки и цели. Побудите учеников вести свой календарь и отмечать в нем то же, что и в классном календаре.
Связывайтесь с родителями для передачи позитивных оценок. Создайте вместе с родителями систему, которая поддержит ученика и послужит продвижению общих целей.

По материалам статьи с сайта: http://www.tapuz.co.il
Перевод — СДВГ мама