Владимир Пугач

Сайт психолога Владимира Пýгача

Наша миссия — одарённые и особо одарённые дети.

Наша специализация — коррекция нарушений внимания, чтения и письма.

Психологическая диагностика и оптимизации обучения детей с СДВГ

Современное общество обеспокоено состоянием здоровья детей, поступающих в школу. Значительно выросло число учащихся, испытывающих трудности при адаптации к учебному процессу, среди которых особую группу составляют дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Всемирной Ассоциацией детских неврологов для диагностики СДВГ предложены хорошо известные сегодня критерии, описывающие особенности поведения ребенка: 18 характеристик невнимательности, гиперактивности и импульсивности (Р. Баркли, 2006). Чёткая постановка диагноза по неопределенным описаниям поведения, таким, например, как «легко отвлекается», «чрезмерно бегает и прыгает», «с трудом дожидается своей очереди», затруднительна. Выделенные для диагностики СДВГ характеристики являются типичными для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Психоневрологи, использующие опрос родителей для постановки диагноза, предлагают наблюдать ребенка в течение 2-3 месяцев, чтобы убедиться в наличии у него СДВГ. Ситуация в нашем обществе осложняется еще тем, что родители далеко не сразу решаются обратиться за помощью не только к неврологу, но и к психологу. Этот шаг они делают вынужденно, под напором нарастающих учебных проблем ребенка, исправить которые из-за запущенности ситуации бывает уже достаточно трудно.

Нами разработана на базе стимульного материала теста Тулуз-Пьерона психологическая методика выделения детей группы риска по СДВГ (Л.Ясюкова, 1997). В ее основу положена количественная оценка произвольного внимания, поскольку именно невнимательность является ключевым признаком наличия заболевания. Методика позволяет проводить скрининговые обследования, т.к. является фактически экспресс-методом: тестирование групповое, занимает 15 минут. Проведение групповых обследований в детских садах и начальных классах позволяет надежно выявлять проблемных детей и своевременно направлять их на консультацию к психоневрологу. Нормативы, по которым выделяются дети, с высокой вероятностью страдающие СДВГ, разработаны в сотрудничестве с неврологами Детских центров Приморского и Центрального районов Санкт-Петербурга, а также сотрудниками лаборатории Ю. Кропотова Института Мозга Человека РАМН. В настоящее время наша методика широко используется не только в России, но также в странах СНГ, Балтии и в Израиле.

По зарубежным данным дети с СДВГ составляют 3% — 5% популяции. На эти цифры ориентируются и отечественные специалисты. Однако распространенность заболевания значительно возрастает в зависимости от неблагополучия экологической ситуации, отсутствия профилактической работы с беременными женщинами, осложнений в протекании родов и низкого качества медицинского обслуживания детей. Ежегодные обследования учащихся, поступающих в школы Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России, проводящиеся нами и психологами, работающими по нашей методике, свидетельствуют о том, что дети с СДВГ составляют около 30% популяции. Если придерживаться западной статистики, то положение не выглядит катастрофическим: 3% — 5% — это 1 ребенок в классе. Поведение одного-двух гиперактивных детей педагог может легко контролировать и вводить в учебные рамки, но если треть класса страдает этим заболеванием, то тогда нарушается педагогический процесс в целом. Именно поэтому проблема СДВГ вышла в России на уровень социально-педагогический и перестала быть только семейной проблемой.

Как в отечественных, так и в зарубежных психолого-педагогических науках нет единства в понимании методов, позволяющих оптимизировать обучение детей с СДВГ. В основу нашего подхода к их реабилитации заложен принцип воспитания детей с дефектами развития, разработанный Л.С.Выготским и еще недостаточно освоенный мировым научным сообществом. Л.С.Выготский рекомендовал отбирать такие методы обучения и воспитания, которые не затрагивают или снижают нагрузку на травмированные функции, тем самым минимизируются отрицательные проявления заболевания и связанные с ним осложнения в обучении. При СДВГ отмечается незрелость мозговых структур, запаздывание и дисбаланс в их созревании, что приводит к определенным изменениям в протекании психических процессов. Если учитывать и обходить, как рекомендовал Л.С.Выготский, первичный дефект (возбудимость, невнимательность, неорганизованность, утомляемость), то качественная сторона психики оказывается незатронутой, достигается полноценное обучение, а также интеллектуальное и личностное развитие ребенка. Отечественным же психологам и педагогам рекомендуется перенимать западные технологии обучения детей с СДВГ, которые строятся на тренировке внимания и воспитании самоконтроля, проходят в рамках групповых игровых занятий, предполагают репетиторство, т. е. нагружают именно дефицитарные функции. Естественно, эффективность таких методов не высока, что признают и сами западные коллеги.

Из нашей практики следует, что для оптимизации обучения гиперактивных детей необходимо учитывать следующие их особенности. Дети с СДВГ характеризуются повышенной умственной утомляемостью, следовательно, время непрерывной работы не должно превышать 5-7 минут и должно чередоваться 5-минутными перерывами для восстановления работоспособности. Через 1-1,5 часа им необходим перерыв с прогулкой. Утомление, а также социальная и эмоциональная активация, веселые шумные игры приводят к максимальному проявлению гиперактивности и дезорганизации их деятельности. Ребенок с СДВГ может продуктивно работать только в спокойной обстановке. Неустойчивость, слабые концентрация и распределение внимания, невозможность планирования и самоконтроля следует компенсировать за счет внешнего контроля и организации деятельности, которые осуществляются родителями. Обучение чтению осуществляется только зрительным методом (высоко эффективны методики Н.А.Зайцева).

Использование программ, применяемых в современной начальной школе (основанных на фонематическом методе), затрудняет формирование навыка чтения и приводит к стойкой дисграфии. Дефекты зрительно-моторной координации и неизбежные ошибки при списывании минимизируются ограничением поля внимания и предварительной аналитической работой с материалом. Малые объемные возможности оперативной памяти, внимания, мышления компенсируются посредством использования визуального кодирования и внешних форм фиксации информации. Трудности закрепления информации, т.е. перевода ее из кратковременной памяти в долговременную память, преодолеваются системой пассивного повторения. (Использование традиционных способов заучивания может приводить к умственному утомлению и разрушению даже уже частично выученной информации.) Необходимо обеспечить ребенку здоровый образ жизни, дополнительные развивающие занятия не рекомендуются, т.к. по мере утомления нарастает двигательная расторможенность таких детей, а усвоенная информация «стирается». Восстановление здоровья и нормализация деятельности их мозга происходит более успешно в том случае, если начальное обучение осуществляется на дому или в малых учебных группах (5-7 человек). Нами также выделены показатели, на основании которых дается направление к неврологу общего типа или к невропатологу-ортопеду, терапевту, кардиологу, эндокринологу и пр., чем и достигается качество лечения. Наша практика показывает, что данный режим взаимодействия и используемые технологии позволяют успешно обучать детей и при этом за 1,5-2 года полностью и навсегда избавлять их от СДВГ.

Ясюкова Л.А.

Источник: www.metodikinz.ru