Владимир Пугач

Сайт психолога Владимира Пýгача

Наша миссия — одарённые и особо одарённые дети.

Наша специализация — коррекция нарушений внимания, чтения и письма.

Россия становится малограмотной?

На наши вопросы отвечает медицинский психолог, кандидат медицинских наук, доцент Владимир Николаевич Пугач, руководитель группы исследователей психофизиологических проблем нарушений чтения у современных детей и подростков.

Корр: В нашей газете «Известия» была напечатана статья «Уровню университетов грозит понижение». Но только ли университетам? Падение грамотности у целого поколения, неумение бегло читать означают падение общей культуры. Это — реальная опасность для всего общества.

В.Н. Пугач: Да, это так. В последнее время, читая студенческие рефераты по психологии, так же, как и любой преподаватель вуза в России, убеждался, что с каждым годом падает элементарная грамотность студентов. Это факт. Мы провели некоторые исследования и сделали первые выводы (по первому образованию я — медик, по второму — психолог).

Корр: Что же вы обнаружили?

В.Н. Пугач: Чаще всего я бываю в школах Москвы, Казани и Кирова. У педагогов, обучающих грамоте малышей, опускаются руки. В первом классе возникают проблемы сразу у 12-15 детей. А плохо, с муками читающий ребенок очень быстро начинает испытывать отвращение к этому процессу, затем и к учёбе вообще. Как следствие, меняется поведение. Именно эти дети, обратите внимание, вне зависимости от социального положения семьи, становятся сперва «коридорными», потом «уличными». Их легче всего затягивает криминальная среда. Притом, они вовсе не принадлежат к печально знаменитой категории ЗПР — ребятишки с задержкой психического развития. У них интеллект выше, а то и значительно выше среднего! Но они не способны сосредоточиться, забывчивы, суетливы, неусидчивы. Некоторые не могут досмотреть до конца даже любимую получасовую телепередачу. Они «достают» и учителей, и родителей, чаще всего считающих их попросту лентяями и бузотёрами. А это вовсе не так. Трудное поведение — не блажь, не плод неуёмного баловства или напротив, семейной заброшенности.

Психологи говорят о «нарушении внимания в сочетании с гиперактивностью». Врачи — о «минимальных мозговых дисфункциях» (разные отделы мозга созревают неодновременно). На всероссийском съезде педиатров из 980 опубликованных докладов этим детям была посвящена треть.

Корр: Речь идет, вероятно, не только о России?

В.Н. Пугач: Конечно. И в Европе, и в Америке цифры — сопоставимые с нашими. Любопытный факт: знаменитая кинозвезда Шерон Стоун (Коэффициент интеллекта — IQ = 176; норма — 98-110. В тот год она заработала 18 млн. долларов) на вопрос журналиста о ее хобби сказала: «Читать. Оказывается, это так интересно!». Почему «оказывается»? С детства у неё была алексия, то есть, она вообще не умела читать, и только много позже ее излечили психологи. В США есть официальная формулировка для школьного аттестата — «функциональная неграмотность».

Корр: В чем состоит механизм необучаемости, почему нормальный ребенок не то что не хочет — не может овладеть чтением?

В.Н. Пугач: Мы провели эксперименты, во время которых эти дети следили за движением светового зайчика. Так вот, у большинства из них в начале или конце световой строки взгляд обязательно соскальзывал. Потеря строки при чтении слов, расположенных с края, заставляет ребенка водить пальцем по тексту, пользоваться линейкой. То же самое я наблюдал, как ни удивительно, у иностранных студентов, испытывающих непреодолимые трудности с чтением на русском языке. Кстати, им очень тяжело за рулём — не успевают заметить машину, появляющуюся справа или слева.

Корр: Причины?

В.Н. Пугач: Много. Главная для большинства детей — непосильные школьные нагрузки в сочетании с более медленным созреванием головного мозга. Плюс — падающий во всём мире иммунитет к стрессам, экология и прочие вселенские факторы. Однако уровень благосостояния семьи, возможностей государства очень сказывается на исправлении положения, на реабилитационных программах.

Корр: Значит, коррекция возможна?

В.Н. Пугач: Мы на своем небольшом полигоне уже убедились в этом. Игровая терапия для детских садов, курсы для учителей начальной школы, родителей, специальный прибор для тренировки глаз. Результат виден уже через несколько недель.

Мы обязаны научить любого ребенка легко читать. В Татарстане это поняли и в правительстве. К работе подключаются учёные Казанского университета, института усовершенствования учителей. Нужно осознать меру риска для общества, регулярно получающего из школы весьма высокий процент полуграмотных граждан.

Хотя большинство из них в высшую школу все равно не поступит. В XXI веке непрерывного самообразования потребует почти всякая квалифицированная рабочая специальность. Практически в любой сфере, на любом трудовом месте неприятие обучения будет равносильно профессиональной непригодности. И что будем делать тогда?

Корр: Так, а где же выход?

В.Н. Пугач: Выход? Он, разумеется, есть. Официальную систему образования не пробить. Требуется создание ассоциации родителей детей с нарушениями внимания (СДВГ, «Дети Индиго»), которые в качестве гражданской инициативы предложат в Государственную Думу ряд законопроектов:

  • Учитывая нарастание числа гиперактивных детей, становится необходим второй учитель (воспитатель) в каждом классе начальной школы.
  • Изменение парадигмы начального образования (а это: научить читать, писать, считать, любить Родину, семейные ценности. И — Всё!!! Это же НАЧАЛЬНАЯ школа!).
  • Изменение учебников начальной школы. Согласитесь, когда родитель с высшим образованием не может решить задачку начальной школы, то кто дурак? Ребёнок? Родитель? Система образования? Угадайте.

Элла МАКСИМОВА, «Известия»