Владимир Пугач

Сайт психолога Владимира Пýгача

Наша миссия — одарённые и особо одарённые дети.

Наша специализация — коррекция нарушений внимания, чтения и письма.

Новые подходы в обучении Индиго

В древние времена считалось страшным наказанием судьбы жить в эпоху перемен. Возможно это и было так, когда перемены касались только социальных изменений. Но наше время по-настоящему чудесное и уникальное. Мы являемся свидетелями и одновременно участниками перемен поистине планетарного масштаба, если не сказать вселенского, — в мире стали рождаться Новые Дети. Началом появления этих детей принято считать конец 70-х годов прошлого столетия. Как только Новые Дети стали рождаться, о них сразу заговорили, поскольку их поведение, способности, образ мышления сильно отличали их от других сверстников. В разных странах называют этих детей по-разному: В Японии их называют Детьми Света, в Китае - Детьми-Экстрасенсами, в Германии - звездными детьми, а в США и затем в России - Детьми Индиго. Но суть не в том, как их правильно называть. С каждым годом таких детей в мире рождается все больше, и совсем скоро их станет подавляющее большинство. Планета преображается, раз приходят к нам такие удивительные Дети. На сегодняшний день среди малышей 2-3 летнего возраста Детей Индиго примерно 80-90% от общего числа детей.

Любой, кто хоть раз видел Ребенка Индиго и общался с ним, всегда безошибочно сможет определить и других таких детей. Их всегда выдаёт взгляд не по-детски умных, взрослых и глубоких глаз, который притягивает как магнит. Может создаться впечатление, что ребенок всё о тебе знает, и это не кажущееся явление, а реальный факт. Многие дети, а Индиго в особенности, обладают врождённой способностью к ясновидению, что позволяет им видеть и понимать, что чувствует другой человек, честен ли он, и есть ли у него какие-либо болезни. Видя человека насквозь, они стремятся помочь ему, если понимают, что человек хороший. Но если они увидели и почувствовали неискренность, злобу, то на контакт с таким человеком они не пойдут. Им просто физически невыносимо находиться среди низких вибраций, которые излучает несдержанный или агрессивный человек.

Как же быть, если такие вибрации ощущаются ими от родителей, воспитателей или педагогов?!

Воспитываясь в неблагополучной семье, у ребенка Индиго могут проявиться черты аутизма, либо СДВГ. В любом случае, возникновение у ребенка какого-либо перекоса в поведении или эмоциональной сфере будет сигналом того, что в данной семье не всё благополучно. Дети Индиго как барометры точно передают атмосферу семьи.

Если ребенку Индиго повезло с родителями и там он чувствует любовь и поддержку, но воспитатель или педагог оказался неуравновешенным человеком (что в наше время, увы, не редкость), то контакта с таким педагогом у ребенка не получится. Он просто уйдёт в оппозицию и будет либо тихо игнорировать педагога, либо открыто противостоять.

Нередки случаи, когда родители со своим ребенком постоянно меняют детские центры, сады, школы, т.к. их ребенок не может там находиться. И здесь дело не в том, что данный конкретный ребенок плохо воспитан и не умеет общаться с людьми, но Ребенок Индиго так устроен, что он физически не может лгать, особенно себе. В таких местах Дети начинают болеть... Кто-то сочтёт таких детей избалованными эгоистами, но это не так. Все родители и специалисты, которые занимаются с Детьми Индиго, отмечают, что Дети Индиго удивительно великодушные натуры, цельные и склонные к альтруизму. Ребенок Индиго не цепляется за материальные ценности, он понимает, что всё это преходяще. Для них важным аспектом отношений является духовный аспект. И задача нового поколения детей - возродить духовность, показать на собственном примере важность целостного подхода в жизни.

Существующая система образования ориентирована на старую парадигму - ребёнок чистый лист, что запишешь, таким он и будет. Поэтому все обучение строилось на том, что ребенок не может знать, что ему лучше. Взрослый сам определял как и в каком направлении будет обучаться ребёнок. Приоритет отдавался развитию интеллектуальных способностей, а именно: логического мышления и памяти. Развитие других способностей приоритетными не считались. И поначалу первому поколению Индиго было ужасно тяжело жить и учиться при старой системе. Эти умные, смышлённые дети не раскрывали своих способностей даже наполовину, к таким выводам пришли ученые, проведя исследования в школах на одарённость. Им было скучно учиться, т.к. обучение не соответствовало их природным способностям и склонностям. Нередко таких детей считали умными, но ленивыми. Но в Душе каждого такого ребёнка жило ощущение, что образование должно быть не таким. Но поскольку их было мало и они были разрозненны, их мнение так и оставалось не услышанным. Но время шло, менялись социальные строи, продолжали рождаться Индиго-дети, и теперь их рождалось существенно больше - детей с новой ментальностью, новым отношением к жизни.

В последние годы качество нашего образования сильно снизилось. А потребности в новых образовательных подходах возросли. Родители мечутся со своими детьми между разными детскими клубами, центрами, интуитивно чувствуя, что детям недостаточно того, что дают государственные образовательные учреждения.

Поскольку детей Индиго много, и проблема обучения этих детей стоит достаточно остро, у ряда психологов и педагогов Москвы и Санкт-Петербурга возникла идея создания специализированных детских клубов, садов и школ для детей Индиго. Двигаясь интуитивно, шаг за шагом, собирая по крупицам данные исследований о Детях Индиго, нами была разработана программа для детского сада, ориентированная на психологические особенности этих детей.

Программа включает в себя многоступенчатую работу не только с детьми, но с родителями таких детей, чтобы создать в семье гармоничную обстановку, где ребёнок смог бы чувствовать себя легко и свободно.

Учебная программа сада строится на принципе, что внутри каждого Ребенка Индиго заложен огромный творческий потенциал, который нужно только помочь раскрыть. Если ребёнком была пережита душевная травма, связанная с непризнанием его необычных качеств, то наша программа включает в себя мягкие терапевтические методы, помогающие детям восстановить душевное равновесие, обрести уверенность в том, что обладать теми качествами, которые с рождения развиты у них - нормально.

Поскольку Дети Индиго обладают экстрасенсорными способностями, в нашей программе есть методы по развитию этих качеств. Большое внимание мы считаем необходимым уделить физическим упражнениям, основанным на древних практиках йоги, дыхательным техникам, медитациям, которые помогут детям обрести не просто душевное спокойствие, но и овладеть методами саморегуляции и таким важным качеством как концентрация внимания, что является для Детей Индиго достаточно проблемной зоной. В нашей программе важным аспектом является целостный подход к обучению и развитию ребенка.

Мы предлагаем детям возможность творить, не ограничивая себя рамками какой-то одной сферы деятельности. Взрослый показывает ребёнку, какое многообразие инструментов и методов есть для выражения одной и той же идеи, а ребёнок на основе этого может сам выбирать то, что ему больше всего по своему вкусу. В нашей системе занятия тесно вплетаются в жизнь и игру ребёнка.

Мы постарались так составить программу, чтобы она отвечала сезонности и корректировала особенности поведения детей в разные времена года. Очень важно, чтобы ребёнок чувствовал радость от занятий, а это происходит только тогда, когда занятия, которые предлагаются ребенку, отвечают его интересам, имеют возможность самому ребёнку найти решение вопроса, а не принять какой-то готовый образец за эталон.

Дети Индиго не приемлют жить по указке. Наша задача - показать детям способы самовыражения, из которых они бы смогли сами выбирать. Большой акцент делается на нравственное развитие детей, умение ладить с другими людьми, помогать им.

Очень важным в нашей системе мы считаем организацию питания детей Индиго. У многих специалистов отмечается важность правильно подобранного рациона питания, чтобы предотвратить возможность проявления симптомов СДВГ у этих детей.

Поскольку дети Индиго - крайне чувствительные натуры, то мы пришли к выводу, что и атмосфера, в которой будут происходить занятия, должна быть энергетически очищенной, а для этого подойдут такие методы как ароматерапия, ауросома и другие близкие к ним методы. Очень скоро такие сады будут открыты в Москве, Санкт-Петербурге и других городах.

Жизнь показала, что чутких и понимающих людей не так уж и мало, людей, живущих по принципу: Ведь если не мы, то кто сможет сделать жизнь Детей Индиго радостнее.

Автор: Ирина Култашева, пед.психолог
E-mail: [email protected]