Skip to Content

Тики у детей с СДВГ - синдромом дефицита внимания



Учителя начальных классов в России хорошо знают, что к концу учебного года иногда до половины класса страдает от нервных тиков из-за перегрузок школьной программы. Кстати, за всё время консультаций мы редко видим тики у детей, которые учатся в школах Великобритании, Германии, США и других странах [В.Н. Пугач]. В России же у одних детей непроизвольно дёргается щека, или отмечается насильственное моргание глаз мешая читать. Другие дети грызут ногти, ручки, “хрюкают”, подёргиваются всем телом. Родители видят дрожащий почерк и другие признаки крайнего нервного истощения.

По нашим наблюдениям

  • Первый фактор. Как правило, если у ребёнка замечается нервный тик – на него кто-то орёт. В самом прямом смысле этого слова! Наблюдательные мамы знают, что иногда, если накричать (наорать!!) на 2-3 летнего ребёнка, то через 30-40 минут у него может подняться температура до 38-39 градусов. (Потом со временем они к этому как-то адаптируются, демонстрируя тики, неврозы, яростные агрессивные эмоциональные срывы, истерики).
  • Второй часто встречающийся фактор – это наличие депрессивного синдрома у одного из родителей или бабушек-дедушек. Такие дети характеризуются низкой самооценкой и повышенной тревожностью. Они часто говорят: “Я плохой (плохая)”, “у меня это не получится”, “я тупая” и т.д.
  • Третий фактор – методично повторяющиеся внушения одного из взрослых на тему: “ты дура”, “тупой”, "идиот", “дебил!” и прочие высказывания, являющиеся негативным программированием ребёнка на уровне бессознательного. И это ужасно.
  • Как известно, "если человека 99 раз назвать свиньёй, то на 100-й он захрюкает".

Несмотря на важную роль наследственности, особенностей развития и эмоционально-личностных черт ребенка, его характер и способность противостоять влиянию внешнего мира всё-таки формируется внутри семьи.

 

Таким образом, очень важным фактором является родительское поведение 

Например, постоянные окрики и бесчисленные замечания ведут к сдерживанию свободной физиологической активности ребенка, которая может замещаться патологической формой в виде тиков и навязчивостей.

По мнению доктора медицины Л.С. Чутко из Института мозга человека РАН (СПб), примерно в половине случаев у детей с тиками отмечаются проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). А тики отмечаются примерно у каждого третьего ребенка с СДВГ. Частыми спутниками тиков являются дисграфия и дислексия.

 

Важную роль в развитии тиков играют психологические факторы:

Такие как неблагоприятная семейная обстановка, разлука с одним из родителей в результате распада семьи, плохие отношения в детском коллективе. Однако, подобные обстоятельства играют роль всего лишь провоцирующего или усиливающего фактора. У некоторых детей заболевание появляется после первых дней занятий в школе на фоне школьного адаптационного стресса ("тики первого сентября"). У некоторых детей тики возникают после длительной умственной перегрузки, особенно в конце учебного года, которую можно рассматривать как хронический стрессовый фактор.

 

По нашему 40-летнему опыту наблюдений, особую роль в лечении тиков играет именно психотерапия

Для эффективного лечения тиков применяются следующие психотерапевтические методики: поведенческие методы терапии, гештальт терапия, гипнотерапия , кинезиология, телесно-ориентированная терапия и другие. Всё зависит от уровня квалификации психолога.

И еще:

Для нормализации состояния ребёнка важно, чтобы родители сами по возможности были спокойны и жизнерадостны. А при наличии депрессии - сами обязательно обратились за помощью к любому психологу, психотерапевту, психоневрологу.

 

Автор: Владимир Пýгач, MD, Associate Professor of Social Psychology

Ещё на эту тему:

"Новое в клинике и психофизиологии тиков у детей"

"Психологическая коррекция ребёнка через маму"

При желании вы можете заполнить заявку на консультацию и коррекцию Владимира Пугача для решения этой проблемы у вашего ребёнка:

 Заполнить заявку >>